Previous Entry Share
Святитель Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых.
simbir_palomnik



Мирский градоначальник Евстафий, подкупленный завистниками неких трех мужей, осудил их на смерть. Узнав о несправедливом поступке мирского градоначальника, святитель Николай тотчас поспешил на помощь. Он появился на месте казни, когда меч уже был занесен над головами невинно осужденных. Отстранив стражу, святитель остановил руку палача. Никто не осмелился воспрепятствовать ему. Градоначальник, грозно обличенный святым Николаем, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние. Эта история вдохновила И. Репина и свои чувства он выразил в этой картине.


Картина: Илья Ефимович Репин - Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. (1888 г.)
1895г, холст, масло 215 x 196 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

22 мая по новому стилю (или 9 мая по старому) Церковь Христова празднует память перенесения мощей великого Угодника Божия и Чудотворца святителя Николая из города Мир Ликийских в город Бари. Николай Мирликийский родился в Ликийской стране в городе Патаре от благочестивых и богобоязненных родителей Феофана и Нонны. Они долгое время были неплодны, но благодаря многим молитвам, слезам и милостыням испросили у Бога сына, которого по рождении нарекли Николаем, что в переводе с греческого означает «победитель народов». Взрослея, он возрастал и в разуме, совершенствуясь в добродетелях, всячески уклонялся от суетных друзей и праздных бесед, избегал разговоров с женщинами и даже не смотрел на них. Святой Николай хранил истинное целомудрие, чистым умом созерцая Господа, и, усердно посещая храм Божий, горел духом.

О богоугодном дерзновении св. Николая свидетельствуют случаи из его жития – спасение трех невинно осужденных на смертную казнь воевод и пощечина, данная им еретику Арию на Первом Вселенском Соборе.

в IV веке Император направил воинов усмирять мятеж тайфалов (одного из вестготских племён, переселённых во Фригию с Дуная). По пути из-за шторма войско остановилось в Адриакской гавани, и на рынке разгорелась ссора между солдатами и местными жителями. Архиепископ Николай сумел всех умиротворить. А стратилатов, предводителей воинов, пригласил к себе. В этот момент прибежали жители Мир с известием, что правитель арестовал трёх неповинных горожан и приказал отсечь им головы. Узнав о том, что правитель сотворил неправедный суд и приговорил к усечению мечом неповинных людей, Святитель вместе со стратилатами и другими воинами поспешил в город. Он уже в преклонном возрасте, ему около 70 лет. А дорога — четыре километра в гору. В древней хронике прямо сообщается, что свт. Николай боялся не успеть прийти на помощь и спасти от смерти невинных людей. И тогда стратилаты послали солдат задержать казнь. Святитель Николай пришел туда в тот момент, когда палач уже готовился исполнить свою обязанность. «Соединив с кротостью ярость, – пишет свт. Димитрий, – Святитель Христов свободно прошел среди народа, без всякой боязни вырвал из рук палача меч, бросил его на землю и затем освободил осужденных мужей от уз. Все это он сделал с великим дерзновением, и никто не смел его остановить, потому что слово его было властно и в действиях его являлась Божественная сила: он был велик перед Богом и всеми людьми».

Художник запечатлел тот самый момент, когда св. Николай забирает меч из рук палача; одухотворенный взор Святого устремлен мимо присутствующих и обращен прямо к Господу, словно выполняя Его незримую волю. Все персонажи картины необыкновенно выразительны: чернобородый мужчина за спиной св. Николая заискивающе и трусливо оправдывается, набычившийся палач удивленно и зло смотрит на Святого не в силах противостоять его действиям. На переднем плане картины приговоренный стоя на коленях  молится готовясь принять мученическую смерть - он еще не понимает, что произошло чудо. Старик, закованный в цепи, воздел руки к избавителю в мольбе и благодарности, худой юноша - третий  из приговоренных к казни - испуганно и радостно наблюдает происходящее. Психолога-Репина прежде всего интересовали сильные человеческие характеры, столкновения страстей, патетика чувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица, драматические конфликты.

?

Log in

No account? Create an account